professor Sanders ;Ъ (den_king) wrote,
professor Sanders ;Ъ
den_king

Category:

..смерть мелодии? ..или скорее текста?


И вновь я реагирую на ролик на ютубе. Становится уже тенденцией какой-то ;)
Речь идёт о тематическом обзоре с громким наименованием «Смерть Мелодии».
(Довольно яркий анализ музыкальных трендов. И весьма американский...
Вот не могли они удержаться, чтобы не включить в дискурс муки Христа и цитаты Трампа... ;Ъ)

Обзор сей породил у меня невольный резонанс культурологических ассоциаций. Которые я здесь и изложу.

На первый взгляд оно, конечно же, сумбурно.
Определённые наблюдения в этой импровизированной хронологии неточны и потребуют корректировок.
Но, как мне кажется, основная хронология подмечена верно. Дальше можно развивать и уточнять.




Если в двух словах подытожить упомянутый музыкальный обзор, то имеем тенденцию, — довольно молодую, лет в тридцать-сорок, и стремительно набравшую обороты в последнее десятилетие. Это тенденция простых навязчивых композиций в музыке. Когда вершины меломанских предпочтений уже не нуждаются в сложной мелодике: ритма и тоники вполне хватает. Автор не говорит, что это прямо «ужас-ужас»: просто констатирует. Чтобы чуть менее внимательные меломаны не строили себе иллюзий.

Тенденция и правда наглядная.
Вот смотрите:

* 130 лет назад зарождался Модерн... Воистину царство мелодики.
На пике популярности классическая музыка для соло и оркестра.




Коммуникация: жизнь в городах ещё неспешна, а люди массово переписываются эпистолами на 20 страниц текста.
Им было, так сказать, не-в-напряг...
Вся основная информация об окружающем мире — в газетах.
Можно уже лишний раз не проводить время на площади — и так всё узнаешь.

Но вот что характерно, это же коснулось и досуга!
Он делается всё более персональным. Как и искусство.




С изобретением фонографа в семьи массово хлынули патефоны и граммофоны. Пластинки и валики с полюбившейся музыкой можно было слушать на дому, и не посещать концертные мероприятия. Возможно именно так начинается массовость в музыке. Со всеми вытекающими...
UPD:
Как метко подметил один мой давний друг, 200 лет назад чтобы познакомиться с новой музыкой, обыватель покупал ноты и садился за музыкальный инструмент. Что предполагало довольно массовое знакомство с базовым музыкальным образованием (во всяком случае в среднем классе, и уж тем более — в элите). Да, можно было просто посетить концерт. Но это было удовольствие не из дешёвых, а происходило — нечасто.
Но вот, аппаратура для звукозаписи позволила новым поколениям пренебрегать уроками сольфеджио...

Со временем портативные звуковые аппараты породили «музыкальные автоматы»
(они же «никельодеоны» и «джук-боксы»)


и аудиокниги
(которыми сперва пользовались потерявшие зрение ветераны Первой мировой)



* 100-75 лет назад — ревущая и динамичная эпоха мотора и кинематографа.
В музыке — либо джаз (в качестве протеста), либо поздние симфонии (которые всё чаще становятся уделом саундтрэка для кино и мультипликации)... В молодёжных кругах зарождается рок-н-ролл.




Коммуникация:
людям проще позвать кого-то в кино или на спортивный матч, чем напрягать почтальона.
Те же рок-н-рольные вечеринки становятся площадками для общения молодёжи.

Но если вдруг что срочное — есть ведь телеграф.


...А ещё — телефон, появившийся в каждой квартире... Зачем писать, когда можно голосом?


Новости газет всё ещё актуальны...
...но радиоэфир завоёвывает умы всё сильнее. И как особый хэппенинг для всей семьи — кинематограф.





В обоих зрелищных явлениях, замечу, музыка была непременным фактором.

Звук был нарративом, который повествовал сюжет, пока герои молчали. И даже когда говорили, музыкальный фон, подобно хору в античной драме, вёл диалог со слушателем/зрителем и как бы комментировал то, что происходит с персонажами (или вот-вот произойдёт).


Немудрено, что музыка 1930х-40х становилась всё более тематичной. А её жанров становилось всё больше...

***






Интуиция подсказывает, что эпоха 60-х заслуживает отдельной ремарки, но её пока нет


* 40 лет назад — эпоха телевидения.
Коммуникация: Интернет ещё зародыш, сотовой связи — тоже пока нет.
Зато все грезят космосом.

В музыке пока царят диско и эстрада.
Люди ценят рок
..и электро-композиции на завовевавших аудиторию синтезаторах.



(Кстати, об этой эпохе в музыке любопытно написано в этом ЖЖ-посте)
Любителей классической музыки всё ещё хватает, но всё чаще её начинают пересинтезировать и творчески обрабатывать...
Тиражируют этномузыку, приобщая обывателя к народному наследию, переработанному до неузнаваемости...

А мело-лидерство уверенно завоёвывает «попса».
Вот те самые навязчивые простые мелодии с «крючком» ("hook" в обзоре), который буквально «цепляет ухо»...
Это пока ещё почти эксперимент. Их слушают определённые ценители (так же, как и всё ещё пока что популярный джаз).
Почему оно стало набирать массовость?
Рискну предположить: распространение транзисторов, переносных магнитол, а со временем и карманных кассетных плееров!






Стиль «музыка-в-дороге».
Ведь мы, как правило, не берём в дорогу слушать фугу Баха. Классика требует спокойной обстановки...


Молодёжь с «Ghetto Blaster-ом». Нью-Йорк, 1983


*
(кому интересно, вот очерк о музыкальной культуре 90-х..)


* 20 лет назад. Миллениум.
Интернет на пике популярности.
Техно-музыка и Реклама доминируют в массовой культуре.



Именно тогда возникали фильмы, где всё ещё богатая мелодика:
тут тебе и «Пираты Карибского моря», и «Властелин Колец»... Но их музыка имеет характер не массовый, скорее шедевральный.
Наверное, именно потому, что слушатель отвык от такой музыки. Но был всё ещё не прочь следить за развитием 12-минутной композиции с её неоднозначными переходами...


Коммуникация: телефонный разговор перешёл на новый уровень: все с мобилками.
Это телефон и телеграф: можно слать SMS!

Зато народ массово потянулся писать сетевые дневники и размышления. Это эпоха блогов.
Много текста и картинок... В другой продукции аналогично.


Не это ли стимул для «песен-рассказок»? Рэп и Хип-хоп.


Среди молодёжи распространяется так называемое «клиповое мышление».

А ещё стократно возрос всеобщий консьюмеризм, о котором сетовал Бодрийяр. И это тоже немаловажный фактор...


* 7 лет назад наступила эра смартфонов.


Интернет проник во все сферы.
Авторские веб-передачи заменили телек. Инди-разработчики делают игры дома на коленке.
Инди-группы пишут музыку алгоритмами, создают себе искусственную подпевку и клепают сетевые концерты...


Потоки информации окружают нас 24/7.
Динамичная реклама на магазинах... Рекламные ролики в транспорте... Сюжетные сценки в обзорах погоды...




ПОЧТИ никто не ведёт блог. Блоги умерли :(
НИКТО не пишет писем. СМС, чаты, полтора предложения в Twitter...

А не столь давно стало модным и вовсе кидать в чат аудио-фразы... >:(
Тут уже в пору говорить не столько о «смерти мелодии», сколько о «смерти текста»! Точнее сказать нарратива.
В киноиндустрии уже не заботятся о качестве истории — важнее зрелищность подачи.



Итак, каналы информации теряют потребность в глубине. Становится неактуальным нащупывать вторые, третьи слои в истории, которую видишь на экране или слышишь в композиции. Литература пока остаётся последним оплотом глубины, но позиции сдаёт, похоже, и она тоже...
Надолго ли? Как знать...
Но это — окружающая нас данность...

Клиповость мышления помножилась на фрагментарность с одной стороны, и повторяемость с другой...
Вместо привычных месседжей в чатах нынешняя детвора уже чаще обменивается попросту идеограммами «эмоджи».
А то и вовсе собственными лицами в «масках» и «скинах».


Обмен челленджами и «копипаста» мемов увлекает их больше, чем создание нового...
Глубокая вовлечённость в мир информации накладывает свой отпечаток на их коммуникацию: со старшими, друг с другом и с миром гаджетов...
Стоит ли удивляться, что и на формы искусства новое поколение переносит этот опыт? И мы ощущаем это всё отчётливей.

Похоже, что музыка сама становится набором мемов и челленджей.
Следить за развитием композиции слушателям уже скучно.

Прямо как читать вот такой длинный, как у меня, текст :)

Tags: culture anthropology, музыка, мысли вслух
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments